ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ

ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ
направление политической экономии, представители которого утверждали, что в основе экономической структуры общества лежат социально-правовые формы. Возникла в конце XIX – начале XX вв. и фактически распалась в 30-х гг. Преимущественное распространение получила в Германии. Основные представители С.ш.: Р.Штаммлер, Р.Штольцман, О.Шпанн, А.Амонн, К.Диль, Ф.Петри. Значительное влияние на формирование идейно-теоретических взглядов С.ш. оказали представители новой (молодой) исторической школы в политической экономии и катедер-социализма. Многие положения С.ш. созвучны с идеями социально-правового направления институционализма. Исходя из примата внешнеэкономических факторов (у Штаммлера это – право, у Штольцмана – "социально-правовое регулирование", у Шпанна – "социальное целое"), представители С.ш. рассматривали производство как сугубо технический процесс, лишенный социального содержания. Экономическую жизнь общества С.ш. рассматривала как совместную деятельность людей, связанных нормами права. Все действия людей в сфере экономики трактовались как сознательные, поскольку участники производства одновременно выступают субъектами права. С.ш. выражала против подхода к экономике как к сумме отдельных хозяйств, считая ошибочным рассмотрение процессов производства и распределения с позиций абстрактного "экономического человека"; критиковала классическую политэкономию, упрекая ее в увлечении "индивидуализмом" (Шпанн). Представители С.ш. доказывали, что капитал и заработная плата образуют "встречные потоки" и не могут существовать друг без друга. При этом труд рабочих рассматривался как услуга низшего порядка, а капитал – услуга высшего порядка. Соответственно прибыль и заработная плата трактовались в качестве частей общественного продукта, источником получения которых выступают услуги предпринимателей и рабочих. Согласно представлениям С.ш. цель производства состоит не в получении прибыли, а в обеспечении существования отдельных лиц как членов целостного хозяйства. С.ш. оправдывала понижение заработной платы, если это необходимо в интересах "социального целого" (для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, в целях борьбы с инфляцией и т.д.). Руководствуясь "учением об общественной целесообразности", теоретики С.ш. выступали против антитрестовского законодательства и ограничения деятельности монополий, усматривая в последних эффективное средство борьбы против циклического развития производства, рыночной анархии и чрезмерной конкуренции. С.ш. приняла основные положения субъективно-психологической теории предельной полезности, отбросив лишь метод робинзонады. По мнению Штольцмана, учение о предельной полезности оказывается правильным, если отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями рассматривать в рамках "социально-правового регулирования".

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. . 1997.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА — этимологию см. социальный и школа. Экономическая школа, учащая, что промышленность, предоставленная самой себе, не имеет никакого закона и подвержена случайностям. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Школа № 1321 «Ковчег» — Основана 1990 Директор Реуэль Роман Алексеевич Тип средняя общеобразовательная школа Адрес Москва, Авиамоторная улица, дом 30а, стр. 1 Телефон Work(495) 673 25 20 …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.         С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… …   Философская энциклопедия

  • Школа «Анналов» — (фр. École des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire)  историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала… …   Википедия

  • ШКОЛА — ШКОЛА, учебно воспитательное учреждение для детой и подростков школьного возраста, к рое в СССР охватывает детей от 8 до 18 лет. I. Основные принципы организации советской III.: всеобщее обязательное бесплатное обучение, единство воспитательной… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Школа (учебное заведение) — Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч …   Википедия

  • Школа № 1931 (Москва) — ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1931 Административный корпус школы Основана …   Википедия

  • Школа № 104 — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/12 декабря 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг циях, для к рых оно не является ведущей функцией Предмет С и исследование… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Социальная история — Общее определение С. истории. В общем понятии истории как в смысле науки, так и в смысле предмета, этой наукой изучаемого (см.), С. история противополагается истории культурной (см.) и политической. Под С. историей в узком смысле разумеют историю …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»