- ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ
- направление политической экономии, представители которого утверждали, что в основе экономической структуры общества лежат социально-правовые формы. Возникла в конце XIX – начале XX вв. и фактически распалась в 30-х гг. Преимущественное распространение получила в Германии. Основные представители С.ш.: Р.Штаммлер, Р.Штольцман, О.Шпанн, А.Амонн, К.Диль, Ф.Петри. Значительное влияние на формирование идейно-теоретических взглядов С.ш. оказали представители новой (молодой) исторической школы в политической экономии и катедер-социализма. Многие положения С.ш. созвучны с идеями социально-правового направления институционализма. Исходя из примата внешнеэкономических факторов (у Штаммлера это – право, у Штольцмана – "социально-правовое регулирование", у Шпанна – "социальное целое"), представители С.ш. рассматривали производство как сугубо технический процесс, лишенный социального содержания. Экономическую жизнь общества С.ш. рассматривала как совместную деятельность людей, связанных нормами права. Все действия людей в сфере экономики трактовались как сознательные, поскольку участники производства одновременно выступают субъектами права. С.ш. выражала против подхода к экономике как к сумме отдельных хозяйств, считая ошибочным рассмотрение процессов производства и распределения с позиций абстрактного "экономического человека"; критиковала классическую политэкономию, упрекая ее в увлечении "индивидуализмом" (Шпанн). Представители С.ш. доказывали, что капитал и заработная плата образуют "встречные потоки" и не могут существовать друг без друга. При этом труд рабочих рассматривался как услуга низшего порядка, а капитал – услуга высшего порядка. Соответственно прибыль и заработная плата трактовались в качестве частей общественного продукта, источником получения которых выступают услуги предпринимателей и рабочих. Согласно представлениям С.ш. цель производства состоит не в получении прибыли, а в обеспечении существования отдельных лиц как членов целостного хозяйства. С.ш. оправдывала понижение заработной платы, если это необходимо в интересах "социального целого" (для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, в целях борьбы с инфляцией и т.д.). Руководствуясь "учением об общественной целесообразности", теоретики С.ш. выступали против антитрестовского законодательства и ограничения деятельности монополий, усматривая в последних эффективное средство борьбы против циклического развития производства, рыночной анархии и чрезмерной конкуренции. С.ш. приняла основные положения субъективно-психологической теории предельной полезности, отбросив лишь метод робинзонады. По мнению Штольцмана, учение о предельной полезности оказывается правильным, если отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями рассматривать в рамках "социально-правового регулирования".
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.